Бомба для музыкальных школ, или «Пацак! Скрипач не нужен!»

Бомба для музыкальных школ,  или   «Пацак! Скрипач не нужен!»

Когда Рэй Брэдбери писал свою антиутопию «451 градус по Фаренгейту», он не подозревал, насколько близко то будущее, в котором живут герои его романа. Конечно, в реальности всё не так однозначно, как в романе, но, похоже, нас толкают к тому бездуховному обществу, придуманному американским фантастом еще в середине ХХ века. И которое трудно было себе представить даже в эпоху перемен в нашей стране.

Пока не начались страсти по музыкальным школам.

Всеми правдами и неправдами, и через дверь, и через окно, высоко стоящим чиновникам хочется что-то сделать с музыкальными школами. Вот хлебом не корми — дай что-то переделать. Начиная с ремонтов и заканчивая упорными попытками перевести ДШИ в кружки. А ведь именно музыкальные школы и школы искусств являются источником культуры народа; во все времена, при любых режимах, художественное образование было в приоритете у государства — что в царской России, что в Советском Союзе. И даже после него. До настоящего момента.

То, что сейчас делается втихаря в системе художественного образования, нельзя назвать ни одним приличным словом. Самое приличное, что приходит на ум, это терроризм и геноцид. Культурный геноцид, причем против целого народа.

А еще чиновники демонстрируют полное неуважение к своему же Президенту. По крайней мере, к его словам. Отношение к ним такое, будто это сказал дедушка на лавочке у подъезда, а не высшее лицо государства.

26 марта 2019 года в Кремле состоялось вручение премий молодым деятелям культуры. И на вопрос одного из награжденных о том, правда ли, что музыкальные школы закрываются, - Владимир Владимирович Путин ответил, что все данные о том, что музыкальные школы преобразуются в кружки, слухи. Это же слово — слухи — первым произнес министр культуры РФ Владимир Мединский. А Президент добавил: «Если мы действующие музыкальные школы, созданные еще в советские годы, превратим в художественные кружки, то ничего хорошего российская культура от этого не получит.»

Хочется добавить: и общество в целом от этого ничего хорошего не получит!

31 мая в Комитете по культуре Государственной Думы РФ на Круглом столе был поднят в очередной раз вопрос о введении ПФДО (персонифицированного финансирования дополнительного образования) и введении сертификатов. В 4 пилотных регионах это зло уже существует, и там опыт применения этих сертификатов весьма печальный. Начать хотят бы с того, что это вызвало огромную волну негодования со стороны родителей и преподавателей школ искусств, которые ну никак не могут работать в подобном формате — извините, не учили такому дилетантизму и халтуре! Вопрос был поднят на нескольких круглых столах в Госдуме. 31 мая, казалось, эта проблема так остро не стоит, она взята под контроль Управлением образования Министерства культуры РФ, и всё педагогическое сообщество украдкой выдохнуло: кажется пронесло.

Как оказалось, выдыхали зря.

Прошло две недели, и в педагогическом сообществе неожиданно разнеслась ужасная новость: всем школам искусств Подмосковья велено в срочном порядке готовиться к переходу на сертификаты ПФДО, а именно: разрабатывать учебные планы, готовить списки тех, кто перейдет на эти сертификаты и сокращать преподавателей индивидуальных дисциплин.

Чиновники задумали потрясающую по своему цинизму многоходовочку. Зачем им это надо — не совсем понятно, но финансовые интересы проглядывают со всей очевидностью.

Стоимость сертификата, который вводится в Подмосковье, составляет 18 000 рублей. Для сравнения, на 2017-2018 учебный год стоимость обучения ребенка на общеразвивающей программе составляла 117 000 рублей, а на предпрофессиональной — 180 000 рублей. Понятно, что сертификат покрывает максимум 15% стоимости обучения.

Директорам в приказном порядке — правда, в устной форме — предписано перевести 25% контингента учащихся на программы обучения по сертификатам с 1 сентября 2019 года. И каждый следующий учебный год переводить еще по 25% учащихся на сертификаты, пока все 100% учащихся ДШИ не будут переведены на ПФДО. При этом следует разработать новые учебные планы, которые предусматривают 3 часа в неделю коллективного музицирования. На вопрос директоров: а чем же дети должны заниматься эти три часа? - был дан замечательный ответ: хором петь, группами по 35 человек! Никаких индивидуальных занятий! А всяких там пианистов, скрипачей, баянистов — под сокращение. Как в том фильме: «Пацак! Скирпач не нужен!»

Распоряжение это исходило из Министерства просвещения Московской области. При этом на данный момент учредителями подмосковных школ являются именно Министерство культуры РФ и Министерство культуры Московской области. То есть, Министерство просвещения юридически никакого отношения к школам искусств не имеет.

Тем не менее, в настоящее время идут активные переговоры по передаче ДШИ Подмосковья в 38 районах из-под юрисдикции Министерства культуры в распоряжение Министерства просвещения. Как говорят инсайдеры, вопрос решенный. Однако учредительные документы пока не поменялись.

Директора этих школ оказались в абсурдной ситуации.

По сути, им велено подготовить почву к началу учебного года для введения сертификатов. И пока меняется учредитель, распоряжения отдаются в устной форме — чтобы не дай Бог чего! Чтобы самим чиновникам, если вдруг что-то пойдет не так, не замараться и всю ответственность свалить на директоров: мол, это их инициатива, это все они виноваты. Ну и под шумок еще и поменять их — благо трудовое законодательство позволяет это сделать без проблем.

А директора еще должны сократить всех преподавателей индивидуальных дисциплин. Целая армия безработных специалистов из огромного Подмосковья пойдет в никуда. Но и тут могут возникнуть серьезные трудности: Трудовой Кодекс еще никто не отменял, а преподаватель — это достаточно защищенная фигура в трудовых отношениях. Ведь в музыкальных школах работают не только ненавистные некоторыми чиновниками пенсионеры, есть и родители с маленькими детьми, которые не подлежат сокращению, матери-одиночки, инвалиды, специалисты первой и высшей категории, которых просто так не уберешь. Что делать директорам с этими людьми? Подсиживать их? Идти на подлоги, провоцировать на нарушение трудовой дисциплины? Устраивать гадости и подлости, чтобы они сами ушли?

И вот тут хочется напомнить об экономии.

Уже многие преподаватели успели услышать от своих же директоров такие слова: не нравится что-то — заявление на стол! Или иди в бизнес, если недоволен зарплатой и нагрузками. Понятно, что этот посыл идет не от самих директоров, а от тех, кто стоит над ними и кто не заинтересован в «бунте на корабле».

Только те же директора и чиновники начисто забывают о том, что государство потратило на подготовку музыкантов огромное количество лет и средств. Обучение такого специалиста — одно из самых долгих и самых затратных. Сравнить даже не с кем. Человек должен с пяти-семи лет начать свое обучение и посвятить этому около 20 лет своей жизни. Тогда только он может рассчитывать на то, что он найдет стабильную работу в той же школе искусств. Отправляя таких специалистов в никуда — сокращая — чиновники выбрасывают в помойку те деньги, которые государство вложило в этих преподавателей и концертмейстеров. Хочется задать два вопроса. Первый: не слишком ли щедрый жест? Впрочем, ответ на него ждать не стоит — и так все очевидно, достаточно вспомнить, как у нас с легкостью переделываются, перекапываются, ломаются и меняются те вещи, которые в иных странах и городах считаются долговечными, призванными служить десятилетиями, если не веками. А второй вопрос: а что такого плохого сделало художественное, в частности, музыкальное образование, чтобы его вот так загонять куда-то под корягу? Чтобы обесценивать его и преуменьшать его значение?

Но и это не главное. Главное то, какой элегантный выход нашел Министр культуры Мединский В. Р., чтобы и Президента не обидеть своим враньем, и с баланса Министерства спихнуть болтающиеся в ногах школы искусств. Да, он против реформ — да их и нет, а если и есть, то он первый, кто будет бороться с этим злом. А так это все «слухи».

Для того, чтобы исключить саму возможность «зла реформ», г-н Мединский передает школы искусств в ведение Министерства Просвещения.

То есть, Министр чист как родниковая вода! В его епархии никаких реформ! Те ДМШ и ДШИ, которые пока остаются в его ведомстве, таких проблем не имеют. А что там творится в Минпросвете — это его не касается. Это там их дела. А здесь у нас только слухи.

Видимо, это скидывание ДШИ в Министерство Просвещения будет постепенно нарастать, пока в ведении Министерства культуры не останутся только специальные музыкальные школы типа ЦМШ и Гнесинской десятилетки. Остальные ДШИ пойдут под раздачу. Раздачу сертификатов. Только кто будет потом наполнять оркестры, с которым будут играть те же выпускники спецшкол и лауреаты конкурсов? Кто будет разучивать с певцами в театрах их партии? Там без концертмейстера никуда! А кто его будет готовить? Спецшкол на такие потребности не хватит. Или будем приглашать китайских специалистов? А что? Они же по нашей системе готовятся вот уже много лет — с тех пор, как у них началась промышленная революция. Их там много, нам как раз хватит. А с Китаем мы дружим, даже мороженое им возим...

Слухи ползут, но их нельзя обогнать!

Чиновники не понимают одного: даже воспаряющие в своем творчестве педагоги-музыканты научились отстаивать свои права, и среди них много тех, кто готов бороться. Очень может быть, что сейчас поднимется новая волна недовольства, и власти быстро отреагируют на опережение: это все неправда, вы все не так поняли, мы не такие, ничего такого нет, все слухи, галлюцинации. Но как это в духе последних тенденций: запустить процесс по-тихому и посмотреть на реакцию. Все это уже проходили. Реакция точно будет однозначной. Негативной. Удивляет только то, что ни один чиновник не хочет прислушаться к тому, что ему говорит целый народ: ведь абсолютное большинство родителей категорически против введения этих сертификатов. Уже были протесты, скандалы, выступления — чиновникам как с гуся вода. А ведь здесь затронуты интересы всех детей, которые ходят в самые разные кружки — не только в ДШИ. Но деятельность кружков пострадает от таких новшеств в минимальной степени: у них нет такой жесткой многолетней программы подготовки детей, разве что в спорте. Зато музыкальные школы, даже без принудительного перевода на групповое музицирование по 35 человек 3 раза в неделю, с введением сертификатов утратят свою целостность и даже смысл. Об училищах и консерваториях можно забыть! О преемственности в обучении речи вообще нет! Школы, учебные планы, традиции — всё рубится под корень! Это даже не общеразвивающие программы. Это уже ничто!

То, что сейчас предполагается ввести в Подмосковье, иначе как терактом назвать нельзя. Эти действия сравнимы со взрывом бомбы, которая уничтожает всё вокруг себя без возможности восстановления.

К сожалению, закон «Об образовании в Российской Федерации» уравнял ДШИ и кружки, поставив их в одинаковые условия, невыгодные для школ искусств. Предложения, прозвучавшие на Круглом столе в Госдуме 31 мая о том, чтобы вывести ДШИ, в которых реализуются предпрофессиональные программы, в систему основного образования, похоже, выходят боком. Основное образование все-таки находится в ведении Министерства Просвещения. А ему эти все музыкальные дела не нужны.

Возможно, перспектива вырисовывается слишком мрачная, но, похоже, очень скоро преобразованные в хоры детские школы искусств умрут тихой смертью за своей ненадобностью. И тогда наши дети, как в том антиутопическом романе, пойдут жечь книги и произведения искусства и высмеивать тех, кто втихаря слушает Малера и Бетховена.

Очень хочется поставить один эксперимент с нашими чиновниками, для которых кризис смыслов, экономия, целесообразность обучения музыке, прогресс в образовании и прочие подобные слова стали кредо их жизни. Вот взять их, каждого в отдельности, и поместить в среду, где нет абсолютно никакой музыки. Есть книги, есть еда, есть разговоры — но нет музыки. Ни в фильмах, ни в игрушках на телефоне или ПК, ни в машине, ни им самим не разрешено петь. Нарушения психики им гарантированы уже на первых трех днях эксперимента.

Так как насчет того, что сказал наш Президент? Тот, за которого на последних выборах так дружно проголосовал народ, кому доверили управлять страной? Значит, его словами можно пренебречь? Можно не бояться его и за его спиной творить все что взбредет в голову? Президент сказал о важности сохранения музыкальных школ, созданных при Советском Союзе и недопущении превращения их в кружки. Как тогда действия чиновников Московской области согласуются с этим посылом? Или это все опять слухи?

Для нынешнего общества высокие слова о культуре давно стали пустым звуком, и большинство выслушивает их со скучающим видом, подавляя зевоту и переключая каналы между сериалами. Но что они будут делать, когда в ближайшем будущем музыку для этих сериалов писать будет просто некому? Важнейшее из искусств, кино и его производное — реклама и сериалы — ну никак не могут существовать без музыки, это уже научно доказанный факт. И если чиновники не способны отталкиваться в своих рассуждениях от высоких координат культурного уровня народа, пусть они просчитают последствия музыкального вакуума хотя бы на уровне телевизионного ширпотреба. Очень не хочется, чтобы Брэдбери оказался прав!

6712
RSS
Елена
12:31
+1

Зато какая экономия средств в масштабах страны!

После повышения пенсионного возраста  ввести сертификаты — это мелочи, протащат легко.

14:18

Простите, а кто автор этого текста?

10:21

А в чем проблемы ?

Ольга
18:40

Какой ужас!!!

Сергей
00:09
Кто автор этого текста?
02:05
Загрузка...
Интеллектуальная деятельность
Когда родители в одиночку пыта
Для чего нужно писать перьевой