«КИНА НЕ БУДЕТ — ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КОНЧИЛОСЬ!»

«КИНА НЕ БУДЕТ — ЭЛЕКТРИЧЕСТВО КОНЧИЛОСЬ!»

Опрос, проведенный Союзом Экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусств, выявил не только отношения всех участников образовательного процесса к качеству и реализации дистанционного обучения, но и многочисленные нарушения прав преподавателей.

Педагоги, родители учащихся, концертмейстеры всерьез обеспокоены тем, что данная форма их работы будет реализовываться и в будущем, поэтому СЭод намерен разъяснить некоторые моменты относительно перспектив применения дистанционного обучения и создания для этого условий.

Часть 1. «Следите за моими руками»

Итак, второй месяц дистанционной работы преподавателей со своими учениками в самом разгаре, и конца-края этой работе не видно. Во всяком случае, прогнозы которые дают официальные лица, - от обнадеживающих, до удручающих. В лучшем случае, мы начнем учебный год в сентябре, в худшем — в ноябре. А прием в творческие вузы и школы состоится — кто бы из великих музыкантов мог себе такое представить! - скорее всего, онлайн!

Для начала давайте уточним понятия, о которых здесь будет идти речь. Понятие «Дистанционное обучение» ни в одном из дополнительных соглашений преподавателей ДМШ и ДШИ не упоминается. Есть только понятие «Дистанционная работа».

А она включает в себя все что угодно, вплоть до экспериментальной и научной работы преподавателя.

Обратимся к нормативным документам.

Преподаватели работают не только по Трудовому Кодексу, который содержит в себе общие положения, регламентирующие их трудовые отношения, но и по отраслевым приказам, из которых нас буде интересовать Приказ № 536 Минобрнауки от 11 мая 2016 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Документ очень подробно расписывает то, как работодатель должен начислять заработную плату педагогам, считать их часы, их время работы и отдыха. В том числе, как следует вести себя с педагогическими работниками в случаях, который, например имеет место быть сейчас, в настоящее время.

Обратимся к 5-й главе этого приказа:

V. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям.

5.1. Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

5.2. В периоды, указанные в пункте 5.1 настоящих Особенностей, педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время.

То есть, ни о каких ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ занятиях с детьми на удаленке речи вообще нет.

А теперь посмотрим распорядительный акт Министерства просвещения РФ, подписанный заместителем министра просвещения от 10 апреля за номером ВБ-806/08 «Об обеспечении сохранения уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников» Документ носит разъяснительный характер и содержит массу понятий, терминов и прочего. Вкратце — никакой работодатель не вправе заставлять работника заниматься с детьми. Не вправе лишать его заработной платы ни на один рубль. Почему? - смотрим приказ №536.

Часть 2. «Имейте совесть!»

То, о чем пойдет речь в этой части статьи, касается не каждого руководителя образовательной организации. Все, о чем здесь сейчас будет написано, основано на отзывах преподавателей в ответ на вопросы о формах и целесообразности отчетов о дистанционной работе. Нужные нам руководители сразу узнают себя.

Когда руководители ДМШ и ДШИ получали от своих учредителей приказы немедленно перейти на удаленную работу, они в бешеном темпе готовили всякие дополнительные соглашения, топали ногами на тех, кто отказывался или не мог по многим причинам вести дистанционную работу с детьми. И совершенно забыли о том, что таким образом они нарушают сразу огромное количество законов и подзаконных актов.

Начнем с нарушения Трудового Кодекса.

Во-первых, само соглашение о переходе на дистанционную работу. Любой грамотный юрист скажет, что соглашение подразумевает взаимные обязательства сторон, заключающих соглашение.

В типовом дополнительном соглашении о переводе на дистанционную работу, которое подписали все преподаватели, например, Москвы, нет никаких обязательств со стороны работодателя, как нет условий предоставления оборудования для ведения дистанционной работы педагогом. Нет условий компенсации за использование такого оборудования, а также за использование мобильного трафика или оплаты стационарного соединения сети «Интернет». Все, что педагоги сейчас делали, они делали ЗА СВОЙ СЧЕТ в одностороннем порядке.

Поэтому требования к педагогам о каких-то невероятных формах отчета просто неправомерны. Кроме того, обрабатывая эти ответы, эксперты Союза задавали один-единственный вопрос: эти люди вообще спать успевают?

Приведем некоторые из них (орфография и пунктуация сохранены):

В конце рабочего дня — анкета с информацией о проведенных уроках. Раз в неделю — отправка скринов онлайн-уроков и видео материалов за неделю.

В конце недели предоставляю ведомость учета занятий, где указывается форма работы и оценка ученика. Также фотоотчет

Ежедневный отчет о дистанционных уроках (с пофамильным перечнем учеников и с перечнем «средств, с помощью которых занятия осуществлялись»)

Ведение журнала, заполнение таблицы проведения онлайн-уроков, представление скринов с экрана и видеозаписи выполненных учеником заданий.

Отчитываюсь пересылкой занятий и сообщений о посещаемости. Ставлю оценки каждую неделю.

И вот объяснения администрации, зачем нужны все эти отчеты:

Вам платят зарплату, школы проверяет Департамент. Внятных объяснений официально дано не было

Отчет для районной администрации. И все равно представители районной администрации не посчитали нужным выплачивать нам полную зарплату: только голый оклад без стимулирующих премий. А времени на занятия уходит больше, чем в школе.

Зарплата-то идет!

Усилением контроля вышестоящих органов, чтобы мы не бездельничали во время карантина.

А вот на это объяснение очень хотелось бы получить ответ от контролирующих органов:

Подписано дополнительное соглашение о дистанционном характере работы в целях предупреждения коронавирусной инфекции с включением пункта об отправке отчета на электронную почту школы ежедневно в конце рабочего дня. Соглашение является неотъемлемой частью трудового договора. Если я его не подписываю, значит, трудовой договор со мной разрывается.

Но были и такие «формы отчета»:

Дружелюбный коллегиальный НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ обмен мнениями

[Администрация] Не требовала никаких отчетов, все строилось на доверии

И соответственно ответы на вопрос о целесообразности:

Отчеты не требовали

То есть, картина полного отсутствия регулирования дистанционной работы. А также отсутствие единой нормативной базы для занятий музыкой с детьми на удаленной работе.

Дальше: статья 16 273-ФЗ. Читаем:

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Кто из педагогов вел свою работу с территории образовательной организации? И опять же, как быть с компенсацией за использование жилого помещения для ведения такой работы? Где соглашение сторон о том, что образовательный процесс переносится на данный конкретный адрес с условием выполнения ст. 312.3 ТК РФ?

Зато преподаватель оказался со всех сторон обязан. Мало того, даже запуган вычитанием зарплаты. Хотя и указ Президента о нерабочих днях, и Приказ 536, изданный много раньше, не дают права лишать педагогических работников зарплаты. Чего стоит отзыв концертмейстера:

ВСЕХ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ ПЕРЕВЕЛИ НА 75%. В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ (ЗАПИСЫВАЕТ ФОНОГРАММЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, ВИДЕОУРОКИ), ЭТО БУДЕТ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ВЫПЛАТЕ ПРЕМИЙ ПО КЭД.

Как это следует понимать?

На этом, наверное, следует уже закончить перечислять все «достижения» руководителей музыкальных школ. Наверное, стоит обратить на это внимание тем, кто будет школы проверять — рано или поздно. Да, были руководители, которые абсолютно правильно сработали в данной ситуации, не спешили, все продумали — вплоть до локальных актов и заявлений, никого не обидели, не унизили и никому не угрожали. Ответивших об отсутствии отчетов было достаточно много. Так что следует сказать спасибо тем руководителям, которые поддержали доверительные отношения между своими работниками и администрацией — всем и так было с самого начала понятно, что дети не будут брошены, что педагоги извернутся, но проведут свою работу и не оставят учеников. Цифра беспокоящихся за своих детей преподавателей говорит сама за себя: 94%.

Но большинство педагогов все же отвечала об отчетах очень развернуто и, извините, неадекватно ситуации и правовым документам, по которым школы работают.

Часть 3. Материально-техническая

Теперь о том, на чём же приходилось работать педагогам и детям.

Согласно рекомендациям Министерства Просвещения, выпущенным на основании СанПин 20 апреля 2020 года, смартфон в дистанционных занятиях применять нельзя. А ноутбук или монитор компьютера должны находиться на определенной высоте, оптимальной для каждого отдельно взятого пользователя. Между тем, самым популярным средством связи в сети «Интернет» был именно смартфон.

Конечно, с точки зрения преподавания музыки, наверное, самый «пригодный» гаджет! И динамики в нем есть, и звуковая карта, и объем оперативной памяти, чтобы обрабатывать видео и звук в полном объеме… Хотя, постойте, какой полный объем звука на всех тех платформах, которые использовали педагоги? Эти платформы как раз для увеличения скорости работы в любых условиях автоматически сжимают звук, понижают качество видео до минимума, так что урок математики там еще можно преподавать, а вот работать над звуком или даже образом произведения — КАК?

А еще есть педагоги, необязательно возрастные, которые не приемлют вообще интернет, имеют кнопочные телефоны, обходятся без ватсаппа, фейсбука и всего остального. Книги читают в библиотеке, а не в электронном формате, и не отказались от стационарного телефона.

А есть дома, которые не подключены к интернету, и жильцам приходится работать посредством мобильного интернета, тратя свои кровные — немалые — деньги. Самый дешевый тариф для мобильного интернета — 550 рублей в месяц с минимальным пакетом трафика. Который даже при пересылке видеофайлов будет через неделю такой работы израсходован. Про уроки онлайн вообще лучше не заикаться.

И есть родители, которые живут за чертой бедности, безработные (особенно сейчас), которые не могут себе позволить никакие формы работы своего ребенка в интернете. Только работа офф-лайн.

По данным опроса, оплачивать стационарную точку доступа в интернет не могли почти 5% родителей. А проводной интернет имели всего 60% опрошенных. Значит, остальные 40%, говоря простым языком, попали на деньги, занимаясь с педагогами в интернете. Ведь мобильный трафик резко увеличился — увеличились и расходы на него!

Между тем, государство гарантирует детям бесплатное обучение, независимо от форм обучения.

Ну, и если все же не игнорировать самым беспардонным образом статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и делать все в соответствии с ней, то все без исключения школы должны иметь широкополосный интернет, причем с очень большими скоростями — чтобы все, кто в данный момент находится в школе, имели возможность без проблем выйти со своим учеником в он-лайн и заниматься с ним там. Причем — а это уже статья 312 ТК РФ — не на своих ноутбуках и планшетах, а на стационарных компьютерах или хотя бы мониторах, подключенных к общему серверу, которые еще имею плавную регулировку высоты — то есть, дополнительное оборудование. При этом, оно должно находиться рядом с инструментом, если это большой стационарный инструмент вроде рояля или органа.

Ну, и платформа, с которой будет вестись образовательный процесс. Чтобы она имела российский сервер, господдержку и прочее — а иначе, это уже ст. 16, пункт 5 того же закона об образовании. Можно и сведения, содержащие тайну, слить на сторонние платформы. Американский Zoom, например, напрямую уличен в сборе персональных данных.

Часть 4. Главная.

Все, о чем говорилось выше, призвано было успокоить тех, кто испугался принятия закона о дистанционном образовании. Суммируя всё изложенное, следует сказать, что для начала никакой Закон о дистанционном образовании не может быть принят. Закон об образовании уже есть. А про дистанционное обучение там достаточно исчерпывающе все сказано одной статьей.

Чтобы реализовать хотя бы эту статью в художественном образовании потребуется не только широкополосный интернет для каждой школы, но и оснащение ее оборудованием на астрономические суммы. Все уже смогли убедиться в том, как дорого стоят звуковые карты, микрофоны, веб-камеры и аксессуары к ним. Государство не готово сейчас потратить такие суммы на реализацию амбициозных инноваций. Ему крайне невыгодно сейчас переводить поголовно всех на дистанционное обучение, соблюдая при этом все правовые нормы.

После этого, наверное, уже не стоит упоминать о том, что дистанционное образование требует строгой регламентации: порядок обучения, методики, поурочные планы, нормативы, регламенты аттестаций, обучение самому дистанционному обучению, оплата технических средств и прочего — и чтобы это все еще коррелировало с существующими нормативными актами, законами и приказами.

Далее.

Если говорить о продвижении дистанционного образования в организациях, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, то следует помнить о том, что применять электронные технологии для удаленной работы с детьми организация имеет право только на общеразвивающих программах.

Федеральные Государственные Требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ по видам искусств не предусматривают дистанционную форму обучения, а равно и аттестацию — промежуточную и итоговую. Работать удаленно с учащимися на предпрофпрограммах можно только в течение 14 дней, после чего надо получить повторное согласие родителей на такую форму работы. А принимать у них зачеты и экзамены школа имеет право только очно. И никак иначе.

А между тем, даже сейчас заявления о переходе на дистанционное обучение были взяты с родителей только в половине случаев. И даже не у каждого, кто указал в опросе, что его ребенок учится на предпрофессиональной программе.

И наконец, где взять ту платформу, которая обеспечит качественное художественное образование посредством сети «Интернет»? Даже при условии полного материально-технического обеспечения школ и вузов всем, что требуется для работы со звуком. Есть еще скорость передачи данных, обработка сигнала, расстояние до пользователя - законы физики, наконец, которые на современных устройствах обойти невозможно. Это только в воображении фантастов люди перемещаются по пространству Вселенной или планеты как из комнаты в кухню или обмениваются информацией как будто сидят рядом на лавочке. В нашей действительности это нереально.

Поэтому дождемся окончания этого непростого учебного года и будем готовиться к новому — когда бы он ни начался. Тем более, что министр просвещения С. С. Кравцов только что сказал, что когда бы ни начался следующий учебный год, но дети начнут его в классах, рядом с учителем.

Файл документа:
Скачать скачан 133 раза
7693
RSS
Слааа
00:50
А у нас во всю пишут видео для предпроф экзаменов, и не только предпроф. А те, кто уже записали — начали работу над программой следующего года.
Людмила
17:04
Нельзя детей сажать на дистанционное обучение.У нас нет таких технологий.Многие родители не могут и не хотят принимать такие формы работы с их детьми.Беречь здоровье — это глаза. Сидеть целый день за компьютером? Увы.И где взять ту платформу, которая обеспечит качественное художественное образование посредством сети «Интернет»? Даже при условии полного материально-технического обеспечения школ и вузов всем, что требуется для работы со звуком. Есть еще скорость передачи данных, обработка сигнала, расстояние до пользователя — законы физики, наконец, которые на современных устройствах обойти невозможно. Это только в воображении фантастов люди перемещаются по пространству Вселенной или планеты как из комнаты в кухню или обмениваются информацией как будто сидят рядом на лавочке. В нашей действительности это нереально.
Загрузка...
Дистанционное обучение занимае
По следам опроса общественного
А вообще для чего родители обу
Интеллектуальная деятельность