Кто такой концертмейстер?

Кто такой концертмейстер?

Союз экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусства проводит очередной опрос о роли и месте педагогов и концертмейстеров в системе образования. И по предварительным данным наметилась неприятная тенденция в отношении профессии концертмейстера. Вариант ответа «ненужный элемент музыкального образования» выходит на первое место по результатам опроса. Второе место стабильно за ответом «обслуживающий персонал». Ответ этот в основном дают родители и... чиновники. Видимо, те самые, которые за оптимизацию всего образовательного процесса. Которые ориентированы только на зарубежные модели образования и совершенно не заинтересованы в сохранении наших, российских традиций воспитания музыкантов.

Опрос будет проходить еще какое-то время и доступен по ссылке

Но уже сейчас хотелось бы поговорить о некоторых аспектах работы в музыкальной школе.

Музыка как вид искусства все же сродни науке. Дисциплин, которые дополняют непосредственно обучение игре на любом инструменте, а также вокал, очень много! Это и совместное музицирование: хор, ансамбли, оркестры — и музыкальная литература, и сольфеджио, о котором мы еще отдельно поговорим. Невозможно научить человека просто играть на инструменте, не объяснив ему основополагающие теоретические параметры записи и воспроизведения музыки.

Так же невозможно научить музыканта в полной мере владению инструментом, особенно сольным (труба, флейта, скрипка и т. д.), если он не играет пьесы в которых обязательно участвует фортепиано. Или просто играет эти пьесы без сопровождения. Они для того и написаны, чтобы подчеркнуть всю красоту звучания сольного инструмента. Ведь солирующие инструменты лишены какой-либо возможности воспроизводить гармоническую вертикаль — ну, разве что смычковые струнные, но это не совсем естественно для этих инструментов — играть аккордами. Это скорее как украшение игры.

Поэтому роль фортепиано в исполнении таких пьес или концертов без преувеличения крайне важна. Хотя бы для того, чтобы воплотить замысел автора, который, написав мелодию, пожелал расцветить ее именно этими гармониями. А их исполнение целиком отдано в руки пианиста.

И вот такой пианист, которому поручено сопровождение игры солирующего инструмента, называется концертмейстер — или мастер концертов, в переводе с немецкого.

То есть, по сути, управляющий исполнением.

Конечно, не только рояль участвует в сопровождении солистов или хора. Отдадим должное другим инструментам, которые способны дать гармоническую вертикаль: гитара, арфа, баян, аккордеон. Но исторически слово «концертмейстер» прежде всего связано с фортепиано. Поэтому поговорим именно о роли пианиста-концертмейстера, чья профессия корнями уходит вглубь веков.

Немного истории.

Все знают что такое фортепиано. Инструмент из семейства клавишных, который стал главным символом музыки, неотъемлемой частью любого культурного заведения. По сути, это царь инструментов, наряду с органом. Но орган менее распространен и не так мобилен по сравнению с тем же роялем, который можно — если что — и задвинуть в угол сцены, а можно вывести вперед — в зависимости от задачи.

На рояле (пианино) учатся играть абсолютно все музыканты, без него немыслимо проводить уроки теории музыки и гармонии. Он настолько плотно вошел в быт и обучение юных дарований, что если вдруг инструменталист попадает в класс музыкальной школы, где отсутствует этот инструмент, он чувствует себя совершенно не в своей тарелке и стремится поскорее закончить занятия и покинуть помещение.

Без сопровождения рояля немыслим ни один конкурс, ни одна рабочая репетиция певцов в театре.

Чуть более трехсот лет существует фортепиано, а его прародители — орган и клавесин — ведут свою историю с 8 и 14 веков соответственно. И служили они как раз для того, чтобы сопровождать те или иные действия. Орган, выросший из маленькой флейты Пана, поселился в огромных церковных помещениях, и без него немыслимы мессы и молебны. Клавесин ведет свою историю от гуслей псалтирей. И это тоже прежде всего аккомпанирующий инструмент, но уже предназначенный для менее масштабных помещений, поскольку его звук несравним по мощности с органом. Но и тот, и другой инструмент прежде всего служили для поддержания гармонии, тона — в хоре, в оркестре, в ансамбле.

Уже во времена Баха клавишные инструменты стали самостоятельными, но главная аккомпанирующая функция в самых разных составах музыкантов все равно принадлежала именно им. И все больше композиторов сочиняли музыку именно для сольного инструмента в сопровождении фортепиано, все больше фортепиано использовалось как репетиционный инструмент для солистов. А за исполнителем в таких составах окончательно закрепилось название «концертмейстер».

Не стану развивать мысль о том, какое значение приобрел концертмейстер в камерных концертах. Упомяну лишь, что эталон мастерства певца — это Lieder, вокальные циклы Ф. Шуберта и Р. Шумана, которые написаны для голоса в сопровождении фортепиано, где инструментальная часть не менее выразительна и не менее требовательна к уровню мастерства, чем вокальная. Высший пилотаж взаимодействия исполнителей, уровня подготовки и интеллекта. Вокал и — фортепиано! Певец и концертмейстер.

Работа концертмейстера с солистом и хорами заключается не только в том, чтобы в последний момент прибежать на последнюю репетицию и быстренько все «прогнать». Это кропотливый многодневный труд по выстраиванию мелодии, гармонии, фразировке. Потому что сама по себе мелодия может быть прекрасной, но совершенной ее делает именно гармония, которая возможна только на фортепиано. Или в оркестре. Но это уже другая история.

Таким образом, концертмейстер - неотъемлемая часть процесса исполнения музыкального произведения на любом этапе, начиная с разбора и заканчивая любым публичным исполнением или записью.

Еще одна область искусства, в которой невозможно обойтись без концертмейстера, это хореография. До того момента, когда балерина выйдет на сцену танцевать спектакль, она будет расти и совершенствоваться на бесконечных репетициях с роялем. Его звуки сопровождают балерин в их работе постоянно, от станка до хореографических этюдов и выучивания либретто балета.

Без концертмейстера ни один конкурсант не будет допущен к туру — ему просто не дадут сыграть никакое произведение сольно, если оно подразумевает звучание в ансамбле с фортепиано. Конкурсант или ищет замену своему заболевшему концертмейстеру, или снимается с конкурса. Таков порядок. Таков закон музыки.

Получается, что концертмейстер — равноправный участник любого исполнения любого произведения. От его профессионализма зависит успех солиста. Плохой концертмейстер способен испортить впечатление от самого выдающегося солиста и наоборот, не самого способного украсить так, что исполнитель будет выглядеть значительно лучше, чем он есть на самом деле.

И вот сейчас, в наши дни, когда слова «эффективность» и «оптимизация» становятся определяющими понятиями во всех направлениях нашей жизни, когда надо любой ценой выкроить любую копеечку, в сознание людей вновь поселяется мысль задвинуть рояль в кусты, а то и вовсе удалить его оттуда и со сцены — пусть не мешается! Наметилась интересная тенденция: перевести всех концертмейстеров в музыкальных школах и училищах на сдельную оплату труда: пришел, поиграл — получи свои деньги. А когда концертмейстер не нужен в процессе обучения — его не вызывают, и деньги он за это не получает. А то и вовсе внушается мысль, зачем вообще нужен этот пианист! Мешает только играть!

Отсюда и ответы на вопрос: кто такой концертмейстер в учебном процессе. Ответы, чудовищные для любого музыканта, который понимает, что без концертмейстера — никуда!

Надо заметить, что это не связано с каким-то падением уровня подготовки концертмейстеров. Это общая тенденция мышления и чиновников, и родителей учеников, и отдельных преподавателей. Она формируется под влиянием все тех же эффективных оптимизаторов, которые предлагают пользоваться услугами концертмейстеров по мере необходимости. Совершенно забывая о том, что у любого сольного инструмента нет таких возможностей, как у фортепиано. И из ученика, который постоянно играет только для себя и для педагога на уроке, хорошего музыканта не получится. Потому что только концертмейстер дает ту гармоническую основу, ту звуковую «подушку», на которой покоится мелодия даже самой простой пьески — кривенько сыгранной, не очень еще выученной… Но какими красками она заиграет для ребенка, когда ему поможет сидящий рядом концертмейстер! Который из урока в урок будет открывать для ученика новые грани его пьесы, учить его непосредственно во взаимодействии всем премудростям и секретам исполнительского мастерства.

И надо сказать, что ученику всегда интересно играть с фортепиано. Он стремится к тому, чтобы лишний раз поиграть вдвоем — даже если он не очень здорово подготовился к уроку. Сам процесс совместной игры захватывает любого солиста — от маленького до состоявшегося профессионала.

Можно, конечно, освободить ставки и должности концертмейстеров во всех учебных заведениях и вместо них крутить минусовки, которые любой звукорежиссер при желании набьет мышкой в «сибелиусе». Но тогда музыка, которая целиком зависит от живого человека, потеряет свое дыхание. Ее невозможно будет слушать и играть. Потому что когда сочинялись все те произведения, которые мы сейчас имеем и играем, композиторы никак не предполагали, что их будут играть бездушные машины, а несчастные дети должны будут подстраиваться под эту «игру». Недавний тотальный эксперимент дистанционного обучения музыке показал, что классическое произведение умирает, когда ученик пытается воспроизвести его в сопровождении записанного «минуса». Потому что в нем нет дыхания. Можно, конечно, записать пьесу с учетом того, где и какие отступления от темпа делает ученик, но мы все ежеминутно чувствуем себя по-разному, а музыканты вообще не склонны к постоянным шаблонам исполнения. И нельзя их этому учить. Поэтому разучивание и исполнение произведения для сольного инструмента или голоса и фортепиано должно осуществляться только живыми людьми. И точка.

Наверное, понятно из приведенных выше рассуждений и доказательств, что концертмейстер никак не может быть ни лишним, ни обслуживающим. Это не уборщица, не вахтер — это высокообразованный специалист. Хороший концертмейстер — это универсал, который сыграет любое произведение из любого положения при любом самочувствии и на любом, даже самом убитом инструменте. А с учетом того, сколько времени и средств государство тратит на подготовку пианиста, который в перспективе будет работать с солистами, стоит пересмотреть взгляды на профессию концертмейстера. Хотя бы еще и потому, что после рабочего дня, когда преподаватели уже отдыхают, концертмейстеры частенько садятся за инструменты и учат свои партии. Или просто играют, чтобы поддержать свою форму. А это очень затратные физические усилия.

Конечно, все это весьма эфемерно и неосязаемо для тех, кто привык считать деньги и просто относится к жизни утилитарно. Но само по себе обучение музыке и ее исполнение — это тоже величина, которая не измеряется ни сантиметрами, ни «попугаями». Исторически сложилось так, что концертмейстер не может быть никуда убран или вовсе изъят: ни в кусты, ни в анналы истории. Это надо понимать и принимать.

И всеми силами поддерживать реноме профессии концертмейстера — на всех уровнях, во всех сообществах. В ХХ веке выдающиеся пианисты-аккомпаниаторы боролись за то, чтобы концертмейстера признали равным солисту. Наверное, не стоит терять это достижение.

1049
RSS
Светлана
10:53
Статья отличная, но почему автор не указан?
12:59
Авторство принадлежит Союзу Экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусства.
Екатерина
11:28
Такой ликбез надо проводить с родителями и чиновниками… Все верно от первой до последней буквы!
Ирина
11:59
Спасибо! Замечательно и очень точно написано.
Катерина
13:23
Концертмейстера нельзя заменить фонограммой потому, что тогда солист перестает быть солистом. Он начинает подстраиваться под имеющийся «фон» и ни о какой свободе уже речи нет — он становится «концертмейстером фонограммы». С этим уже столкнулись в процессе работы на удаленке.
И.Н.
15:18
Все очень грамотно и правильно написано в статье, но этот вопрос давно назрел и поднимать его надо на законодательном уровне.Иначе так и останется концертмейстер ^облуживающим персоналом"…
Тамара
09:00
Абсолютно согласна. Концертмейстер участвует в процессе работы над произведением на всех этапах. Только сотворчество солиста и концертмейстера даст высокий результат исполнения произведения.
Загрузка...
На этот раз поговорим о сольфе
Союз экспертов образовательной
Дистанционное обучение занимае
По следам опроса общественного
А вообще для чего родители обу