О СОЛЬФЕДЖИО С УВАЖЕНИЕМ

О СОЛЬФЕДЖИО С УВАЖЕНИЕМ

На этот раз поговорим о сольфеджио. Вернее о извечном вопросе: зачем оно нужно. С тех пор, как любой вид образования подвергается оптимизации и отсечению всего лишнего, самые передовые умы задаются, как им кажется, резонным вопросом: а зачем это ваше сольфеджио вообще нужно? Объясните нам целесообразность траты бюджетных денег на то, чтобы не только обучать детей игре на музыкальных инструментах, но и на совершенно пустое времяпрепровождение на уроках теории музыки. Ведь все эти ноты и диезы с бекарами можно изучить и в рамках практических уроков. И в голосах прогрессивной общественности звучит некоторая брезгливость и пренебрежение, когда они произносят это противное и непонятное слово — сольфеджио.

Что ж, вызов брошен.

Попробуем объяснить. И заступиться за это «страшное» слово «сольфеджио».

И отстоять его право на существование.

В любом деле, в любой профессии есть вещи, которые или абсолютно незаметны, или кажутся неким побочным эффектом, но без которых в итоге невозможно обойтись. Представьте себе архитектора, который станет строить здание, не зная свойств материалов, из которого он будет строить дом или мост, или не учитывая взаимодействия этих материалов с определенными средами — эти сооружения вскоре рухнут. Или токаря, который не будет знать свойства материала, чтобы правильно обработать его — и не поедет машина или не выстрелит оружие. Или кутюрье, который шьет одежду, не зная свойств ткани, из которой он создает платье — у него в итоге получится тряпка.

Никому в голову не придет оспаривать важность полного объема знаний в любой профессии.

Никому в голову не может прийти мысль выучить иностранный язык, не зная его грамматики. В русском языке, например, множество правил, но на каждое из них найдется огромное количество исключений; а в эстонском языке одна из самых сложных грамматик, там аж 12 падежей, и при получении гражданства комиссия с удовольствием гоняет по этим падежам желающих натурализоваться; а в английском языке огромное количество времен, и англичане засмеют вас, если вы будете неправильно ими пользоваться. И немец не поймет вас, если вы не будете знать порядок слов в предложении и формы глаголов.

Никому в голову не приходит отказываться от грамматики как от неотъемлемой части языка. Мало разговаривать — надо знать хотя бы алфавит и как пишутся слова.

В этом смысле музыка абсолютно не отличается от любого языка. Множество людей музицируют на гитаре или пианино, совершенно не зная нот и ключей. Но если они задумывают все же освоить чуть больше, чем три аккорда, они неизбежно придут к тому специалисту, который объяснит им и нотную грамоту, и тональности, и ключи, и метр. Улавливаете аналогию? Общаться на языке — и уметь на нем писать и читать; играть на пианино, сочинять — и уметь записать и прочитать записанное.

В языках за эти тонкости отвечает грамматика, а в музыке сольфеджио.

То есть, сольфеджио — грамматика музыки.

Следовательно, высказывание «музыка — еще один язык международного общения» получает обоснованное подтверждение.

Нельзя воспитать музыканта, который не будет знать музыку до самых ее оснований, молекул, кварков, кирпичиков ее мироздания. И нельзя объяснить все эти тонкости в рамках уроков игры на инструменте или пения. Ведь на то, чтобы изучить язык и его грамматическую основу выделяются определенные часы и пишется огромное количество учебных пособий. Вот и для сольфеджио просто необходимо найти отдельное время, чтобы досконально изучить его.

И ничего плохого вслове «сольфеджио» нет. Оно совершенно безобидное, итальянское — ну, в самом деле, ведь у нас вовсю внедряются американизмы, и нынче в приличном обществе новаторов от образования с вами не будут разговаривать, если вы этими американизмами не владеете. Вот в данном случае, это не американизм, а «итальянизм». Происходит это слово от названия нот соль и фа. В русском же языке названию «сольфеджио» придуман свободный перевод «сольмизация». По мнению всех музыкантов, сольфеджио - вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию.

Ну, один в один с грамматикой языка!

Нужно сказать, что с точки зрения профессиональных музыкантов и экспертов, сольфеджио — это не только способ быстро и точно читать музыкальную нотацию. Это еще и грамотное прочтение музыкального языка любого произведения, начиная от строения мелодии и заканчивая соотношением гармоний во всем произведении, а также умение понять структуру произведения и верный путь к раскрытию замысла композитора. Это умение верно и точно разговаривать на музыкальном языке — так же, как мы разговариваем или читаем литературные произведения.

Если посмотреть на перечень вступительных экзаменов в музыкальные училища и вузы, то мы обнаружим, что там присутствуют два базовых испытания: творческое и профессиональное.

Для непосвященных поясним, что творческое испытание — это как раз игра на музыкальных инструментах. А вот профессиональное — это то самое сольфеджио, без которого немыслим ни один нормальный музыкант. Именно от этого испытания зависит, будет абитуриент принят на обучение или нет. Он может гениально играть — но если у него нет теоретической базы, он не конкурентоспособен. Потому что в дальнейшем обучении его же педагог по инструменту будет разговаривать с ним на птичьем языке, и всё обучение закончится уже на первом уроке.

Много вы видели переводчиков, которые не владеют грамматикой языка?

Да они его просто не поймут. И никакие они в этом случае не переводчики. Никто таких людей всерьез не воспримет и переводы им не даст.

Поэтому как бы ни чесались руки сократить или изъять сольфеджио из программ обучения музыкантов, как бы ни скучали ученики на уроках сольфеджио, надо понимать, что эта дисциплина— элементарная грамматика языка. Музыкального языка.

В дополнение к вышесказанному, добавим, что в некоторых школах искусств было задумано пойти по пути отказа от сольфеджио и обучать детей только игре на инструментах. Этот эксперимент был рассчитан на три года. Но уже на первом году стало понятно, что без объяснения большого массива базовых основ сольфеджио никак не обойтись: как-то же надо читать и воспроизводить те произведения, которые ученик должен за эти три года освоить! На это затрачивалось огромное количество времени, и уроки становились непродуктивными, а обучение, по сути, мертвое: продвижения практически не было, педагог по инструменту становился педагогом по сольфеджио. Эксперимент этот кое-как завершился, и больше к нему не возвращались по причине его полной непригодности и нежизнеспособности.

444
RSS
Софья Беляева
19:15
Честно говоря, классических музыкантов, которых только и готовят в ДМШ, явный переизбыток.
А разве музыкальное образования в ДШИ нужно только музыкантам, если так считать, то среднее общее образования нужно только тем кто поступает в ВУЗ.
Марина
00:15
Сольфеджио — это порядок в музыкальной голове) Развитие музыкального слуха на всех уровнях. Воспитание интонации и координации слуха и голоса. Пробуждение музыкального творчества. Да здравствует сольфеджио! Только и от преподавателя сольфеджио, и от преподавателя по классу специального инструмента требуются усилия, чтобы объяснить, всеми своими действиями передать ученику, что занимается он на всех уроках в ДМШ — МУЗЫКОЙ!
Загрузка...
На этот раз поговорим о сольфе
Союз экспертов образовательной
Дистанционное обучение занимае
По следам опроса общественного
А вообще для чего родители обу