ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ Мы верим… что выживем!

ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ  Мы верим… что выживем!

ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

Мы верим… что выживем!

27 октября 2020 года на состоявшемся в онлайн-формате заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ выступила известная пианистка, член Совета по культуре, заслуженная артистка Российской Федерации Екатерина Мечетина. Она сообщила о том, в каком состоянии находятся музыкальные школы в России, как их пытаются «реформировать», внедряя систему персонифицирорванного финансирования дополнительного образования (ПФДО). Екатерине Васильевне не впервой сталкиваться с этими сертификатами ПФДО: два года назад она, будучи на гастролях в Ханты-Мансийском автономном округе, уже получала жалобы от родителей, чьи дети, учащиеся музыкальных школ ХМАО, попали под пилотный проект ПФДО. Поэтому она в теме и знает, о чем говорит. Она знает о том, что эта система сертифицирования расползается как раковая опухоль по всей России, вовлекая все большее число регионов в свой круг; она знает, что эта система никак не годится для многолетней подготовки музыкантов, художников и танцоров в школах искусств и не способствует культурному развитию человеческого капитала; она знает, что сознательное выдавливание школ искусств из системы образования ведется уже давно и, к сожалению, достаточно успешно — теперь об этом узнал Президент. Узнал на серьезном публичном мероприятии. И остался крайне недоволен этой ситуацией. Потому что не в первый раз слышит о том, что музыкальные школы хотят изничтожить как базовую многолетнюю ступень подготовки музыкантов и перевести в досуговую деятельность, в формат кружков.

Только кое-чего ни Президент, ни представители нашей культуры не знают. А именно того количества музыкальных школ и школ искусств, которые сейчас функционируют в нашей стране.

В 2017 году в своем знаковом выступлении на Youtube директор Дирекции образовательных программ г. Москвы г-жа Калачикова Е. А., автор инновационной модели аттестации педагогов дополнительного образования, упомянула о том, что в Советском Союзе было более 6000 музыкальных школ, а сейчас в России — 3500, и это достаточно много. Г-жа Калачикова ошиблась ровно в два раза. Музыкальных школ в настоящее время чуть больше 1800 по всей России, и около 50 адресов этих школ при проверке оказались фейковыми. Это данные на конец 2020 года. Получается, за три года число музыкальных школ сократилось в два раза? Или данные 2017 года взяты чиновницей из устаревших источников?

Ответ министра культуры Любимовой Ольги Борисовны на недовольство Президента тоже оказался знаковым: мы будем работать с регионами.

То есть, Президент у нас посаженный генерал? А главные —это регионы, где некими организациями внедряется эта противоречащая всякому здравому смыслу система ПФДО? Где родители, желая обучить своего ребенка музыке, вынуждены будут покрывать 90% стоимости его обучения в год из своего кармана — остальное, так и быть, покроет сертификат ПФДО! Этот сертификат позиционируется как благо, как некий порядок, регулирующий поток детей на дополнительное образование, расширяя таким образом кружковое движение. Возможно, в определенном смысле это действительно хорошо, но не в отношении музыкальных школ и школ искусств. Потому что ПФДО не годится для многолетних программ обучения и не предусматривает полного покрытия стоимости обучения в школах искусств. Стоимость программы обучения в ДМШ и ДШИ стоит в среднем 120-150 тысяч рублей в год. Сертификат ПФДО покрывает около 10% этой суммы. Причем, не принесешь сертификат — можешь к музыкальной школе со своим талантом близко не подходить. Или оплатишь сам, из своего кармана. Из своей зарплаты, которая в регионе топчется в районе прожиточного минимума по стране. Вот и получается, что — или три раза в неделю коллективное хоровое пение, как это предлагалось сделать в Подмосковье еще в 2019 году, или брать запредельные кредиты на обучение. Или забыть про культурное будущее для своего ребенка.

То самое наследие Советского Союза, которое сейчас делает имя любому музыканту из России, губится в регионах на корню. В тех самых школах искусств, которых осталось меньше 2000 на всю страну.

А что Москва?..

В Москве в учреждениях дополнительного образования объявлены каникулы. До 29 ноября дети не будут посещать музыкальные, художественные и спортивные школы, а также кружки и центры детского творчества.

Сделано это с целью остановить распространение коронавирусной инфекции.

Но благими намерениями, как известно, устлана дорога в ад.

Для чиновников Мэрии и департамента культуры школы искусств сейчас находятся на каникулах.

А что на самом деле?

На самом деле, в музыкальных школах города в настоящий момент царит полный хаос. Так или иначе, но занятия продолжаются. Только теперь уже они носят не системный характер, а скорее проходят в добровольном порядке — каникулы же! - и без работы на результат. Любопытно, как проходят все эти занятия!

С одной стороны, музыкальные школы и школы искусств переведены на удаленную работу. Работу — но не образование. Потому что для дистанционного образования у нас до сих пор нет ни законов, ни методик, ни регламента, ни каких-либо нормативно-правовых актов, в том числе локальных актов в школах. Многие школы не имеют в своих Уставах дистанционную форму обучения как вид обучения в данной школе. Оно и правильно: законов-то по этой теме нет!

Однако, среди директоров школ и администраций нет согласованной позиции по этому вопросу. Потому что все понимают, что, с одной стороны, раз каникулы, то детей надо отпустить. С другой — каникулы эти просто рушат то, что педагоги уже успели наработать за месяц без карантинных мер, и надо как-то умудриться не растерять то, что осталось после весеннего «обострения» и любой ценой проводить занятия. А с третьей стороны есть учебные планы, программы и система аттестации учащихся, в которых такие длинные каникулы не учтены — и с этом тоже надо что-то делать. Но кто бы знал, что именно делать! Потому что есть еще Федеральные Государственные Требования, согласно которым предпрофессиональные программы не предусматривают применение электронный средств ни в каком виде — ни в процессе обучения, ни в аттестации.

Вот и получается, что в одной школе все занятия, даже дистанционные под строжайшим запретом, в другой школе работают по ситуации, а в третьей требуют отчеты о проделанной работе с детьми. Родители на грани нервного срыва — многим хватает того бардака, который царит сейчас в системе общего основного образования, где дети с 6 класса сидят дома, согнувшись над мониторами и учатся дистанционно. Вернее, пытаются учиться, потому что до сих пор нет устойчивого выхода в интернет, есть масса проблем с электронным дневником — да много чего еще. И когда в музыкальной школе тоже требуют сдачи зачетов посредством записи, у многих начинают сдавать нервы.

В результате, педагоги, нахлебавшись непередаваемым, в буквальном смысле, звучанием музыки в мессенджерах, занимаются по своим домам, по домам учеников и в репетиториях. Чтобы хотя бы раз в неделю видеться со своими учениками. Они рискуют, когда едут в эти репетитории через всю Москву. Дети рискуют, когда едут сначала к одному педагогу в один конец города, а потом в другой — потому что другой педагог уже не смог найти помещение поближе, да и неудобно ему тоже мотаться через весь город… В самих репетиториях площади небольшие, классов много, спросом сейчас они пользуются огромным. Педагоги ищут любую возможность вернуться в очный формат своей деятельности, потому что прекрасно понимают, что никакое онлайн-образование не заменит педагога, который сидит рядом с ребенком и держит его за руку. Они не хотят повторения весеннего опыта работы в онлайн-режиме, потому что уже имеют печальный опыт, знают, как это сказывается на детях, на работе и на качестве обучения. И совесть не дает им спокойно спать, и педагоги продолжают всеми возможными способами выполнять свой долг перед учениками. Известно несколько случаев, когда школы едва не целиком снимают репетитории и ведут там занятия. Получается интересная ситуация: здание школы стоит пустое, а соседнее здание звучит на все лады так, как должно было звучать то самое школьное здание.

Так не проще было не закрывать музыкальные школы хотя бы для индивидуальных занятий?

Если кто-то задумается над тем, чтобы ликвидировать и эту возможность заниматься с детьми, то это уже будет выглядеть как диверсия против музыкального образования Москвы. Хотя бы потому, что в этих же репетиториях занимаются студенты из московских колледжей и вузов.

Если, конечно, не стоит задача сознательно загнать всех в онлайн-формат.

Не случайно именно сейчас, когда дистанционное обучение цветет пышным цветом, в новостях появляются оптимистичные статьи о том, что Москва вырвалась в лидеры в области образования во всем мире; проводятся форумы, где малообразованные молодые люди, явно ни разу не выпустившие ни одного класса из школы, вещают о том, сколько приобрели дети, не посещая кружки, а просиживая за компьютером и мысленно осваивая всякие хобби. Может, уже тогда просто внедрим метод гипнопедии Олдоса Хаксли, чтобы при малейшей опасности вместо «О Господи!» у людей вырывалось что-то типа: «На дистанте посидим — и себе не навредим!»

Зерно, даже попавшее между камней, всё равно найдет плодородную песчинку, чтобы зацепиться и прорасти. Как бы ни старались чиновники под благовидными предлогами заботы о здоровье растащить детей и педагогов по разным углам, пока ничего не получается. Стремление к знаниям, как стремление к свету, нельзя ничем перекрыть: ни закрытиями, ни запретами, ни сообщениями об опасности. Родители, встречаясь с педагогами, трезво взвешивают все за и против, и их выбор очевиден. И он не в пользу политики Мэра. Так может стоит задуматься о целесообразности такой политики? Потому что страсти вокруг такого обучения точно никому не добавляют здоровья. Более того, вводят людей в дополнительные расходы. Стоило бы годиться такими родителями и учителями, выбирающими для своих детей лучшее, что они могут в такой ситуации сделать. Тем более, что власти города регулярно заявляют, что ситуация с коронавирусом стабильна.

2376
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
В этой статье мы рассмотрим не
На этот раз поговорим о сольфе
Союз экспертов образовательной
Дистанционное обучение занимае
По следам опроса общественного
А вообще для чего родители обу