О Дистанционном образовании и обучении музыке

О Дистанционном образовании и обучении музыке

В 2020 году практически всем преподавателям во всех направлениях образования России пришлось столкнуться с дистанционной работой и ведением обучения посредством электронных средств связи. И сразу же возникли огромные пробелы в законодательстве в области дистанционного обучения, а также преподаватели в самой полной мере ощутили на себе полную неготовность всей системы образования к такого рода работе, начиная от методических разработок и заканчивая техническим оснащением рабочего места преподавателя и ученика.

Надо сразу сказать, что дистанционное образование не является для основного общего образования чем-то из ряда вон выходящим. В том или ином виде оно существует уже очень давно и на данный момент нуждается в регламентации продолжительности урока, отчетности, условий компенсации преподавателям, аттестации и так далее. Дистанционное образование применяется в основном общем образовании там, где очное образование невозможно реализовать: например, когда ученик находится на длительном лечении дома, в больнице; когда его семья вынуждена уехать на работу вахтовым методом, когда ученик инвалид, и школа не адаптирована для такого ребенка, или его доставка в школу не может быть осуществлена.

Другой вопрос, насколько дистанционное образование может быть реализовано в преподавании художественных дисциплин.
В музыкальных вузах такой вид проведения уроков реализуется уже достаточно давно и более-менее успешно. Конечно, речь идет о работе со студентами, которым не требуется освоение базовых навыков. Им требуется работа над интерпретацией произведения, образами и прочими высокими материями, о которых на уровне школы не с каждым учеником можно говорить на уроках. Коррекция технических сторон их игры минимальна, а степень усвоения ин
формации максимальна.

Но для занятий в музыкальной школе никогда и никем не предполагалось применение дистанционного обучения. Особенно если речь идет о преподавании музыкальных дисциплин, что называется, с нуля. И уж тем более, преподаватели никак не могли предположить, что будут вынуждены массово и долго работать вне стен своих школ и общаться с учениками посредством интернета.

Конечно, у любого здравомыслящего человека - не только у музыканта - подобное обстоятельство вызывает только недоумение и протест: заниматься музыкой по-настоящему, профессионально, как это происходит в музыкальных школах, нереально. Прежде всего, потому, что отсутствует четкая регламентация таких занятий, которую обязаны применять повсеместно все образовательные организации. А также отсутствуют методические разработки ведения занятий с помощью интернет-технологий, курсы повышения квалификации для преподавателей, работающих через интернет; отсутствуют электронные образовательные технологии в дополнительном образовании, как и нет самих преподавателей, которые бы этими технологиями владели.

Одним из неприятных открытий, с которым пришлось столкнуться преподавателям в работе с детьми онлайн, это то, что на длительной дистанционной работе у многих детей пропадает мотивация. Часто они не видят результата своей работы, они не несут за него некой ответственности, как это обычно бывает, когда ученик выносит программу на зачет или любое другое публичное выступление. Даже запись программы на зачет не даёт того эффекта, ради которого и учатся дети в музыкальных школах – выйти на сцену и сыграть один раз, выдавать по максимуму все свои знания и умения. В дополнение к перечисленным недостаткам, следует сказать, что современные гаджеты не приспособлены для многочасовой работы, особенно детей. Они не адаптированы под зрительный аппарат ребенка, когда приходится подолгу вынужденно смотреть в экран. Есть два основных параметра, которые влияют на восприятие изображения на экране телефона или планшета и однозначно ухудшают обстановку.

Это голубое свечение экрана и формирование изображения на экране посредством точек - пикселей.

Голубой свет экранов – это технологический свет, который в обязательном порядке есть у любого монитора. Это короткие волны определенной частоты, которые воздействуют на сетчатку глаз и вызывают на ней необратимые изменения. Сейчас во многих современных гаджетах есть специальные системы подавления голубого света, но и они не дают 100% защиты от этого излучения. А если детям приходится пользоваться телефоном или планшетом в течение дня, то его глаза испытывают негативное влияние постоянно, кроме того, нарушается сон.

Еще один неблагоприятный фактор воздействия монитора на глаза это формирование изображения на экране из точек, пикселей, которые наш глаз выстраивает в единую картинку, а мозг воспринимает как единое целое. И все же, глаза при этом выполняют двойную работу: Они обрабатывают пиксели и складывают их в единый информационный массив, чтобы мы могли прочитать, посмотреть на то, что в данный момент изображено на экране.

Перечисленные технические факторы очень сильно влияют на когнитивные способности ребенка. Поскольку большую часть информации - 70-80% - мы получаем через глаза, то на них ложится дополнительная нагрузка, которая забирает достаточно большой объем ресурсов организма: оттягивается кровоток, и страдают интеллектуальные способности за счет торможения определенных участков мозга, когда мы используем компьютер в качестве средства работы. Поэтому наши когнитивные способности могут быть снижены, хотя мы сами этого можем и не замечать. А на ребенке это обязательно скажется в виде капризов, быстрой утомляемости, неспособности воспринять максимальный объем информации в сравнении обычной работой в классе и даже дезориентированность в пространстве и на инструменте. Поэтому, когда мы занимаемся с учеником он-лайн, мы замечаем, что, помимо экрана, между нами и ребенком существует некий невидимый барьер, который подчас тверже барьера экрана.

Очень часто дети начинают путать "лево" и "право", чем сильно удивляют родителей и педагогов, потому что в нормальной жизни за ними такого не замечалось. Они могут перепутать движения смычка, штрихи, аппликатуру. на уроках онлайн чаще приходится повторять только что сказанное, и не один раз, прежде чем ребенок усвоит хотя бы процентов на двадцать требуемые условия и выполнит их.

Словом, то, что в классе занимает максимум пол-урока, в условиях онлайн будет занимать гораздо больше времени.

Следует еще учесть тот фактор, что всё, что связано с игрой на музыкальных инструментах, практически не имеет аналогов в быту. Музицирование как таковое - это отдельный вид высшей нервной деятельности, в который вовлечено не только абстрактное мышление, но и физиологические процессы всего организма. И если учесть, что онлайн делает обучение еще более трудоемким как со стороны ученика, так и со стороны учителя, то приложение сил к взаимодействию через интернет становится просто колоссальным и, как следствие, утомительным.

Такое положение вещей не устраивает как родителей, так и преподавателей и, в первую очередь, детей. Помимо того, что все умственные способности ребенка во время урока онлайн находятся в точке наивысшего напряжения, само по себе восприятие информации через экран изначально носит пассивный характер, и дети вынуждены это преодолевать.

Уже давно известно, что все игры, которые созданы для компьютера, не вырабатывают активных навыков у игрока: движение тела, анализ ситуации - потому что можно сохраниться или отменить ход. Игры не являются аналогом жизненных и бытовых ситуаций в такой же степени, как традиционные игры, где нет возможности проиграть ситуацию еще раз. Вот из-за того, что дети изначально привыкли играть в игры с пассивным восприятием, для них становится затруднительным воспринимать информацию через интернет в полном объеме. У них уже имеется некое стереотипичное мышление, в котором учитель на той стороне экрана - всего лишь некий объект некой игры. И неудавшиеся попытки можно повторять по многу раз.

Мы знаем, что в очном обучении талант и профессиональные качества учителя играют решающую роль. Между учеником и учителем нет никаких барьеров, а есть прямой непосредственный контакт. Именно взаимодействие учителя и ученика становится ключевым моментом процесса обучения, главным факторов образовательной технологии «учитель – ученик».

В электронном обучении взаимодействие учителя с учеником оказывается на одном из последних мест в списке других факторов, влияющих на качество дистанционного обучения, и становится зависимым от практически всех остальных параметров. Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение) – это сложносоставной процесс, в котором самым главным становится техническое оснащение сторон образовательного процесса, где каждый компонент зависит от другого, каждый играет решающую роль. Качество картинки и звука становятся главными факторами эффективности урока – даже если учитель превзойдет самого себя в способах объяснения и контроля за материалом урока. И в то же время, изобретательность учителя в трудной ситуации способна решить или хотя бы обойти очень многие проблемы. Но для этого преподаватель должен иметь креативное нестандартное мышление, выходящее за рамки предложенного, что свойственно далеко не всем.

И поскольку в музыкальном образовании речь прежде всего идет о работе над звуком и со звуком, следует сказать, что ни одна из интернет-платформ, ни один из любительских гаджетов на данный момент не может обеспечить качественную звукопередачу между пользователями. Опрос показал, что менее 10% пользователей (учитель и ученик) имеют в своем распоряжении профессиональную аппаратуру или планируют ее приобрести – а значит, их доход позволяет сделать такие вложения. Остальные – подавляющее большинство – пользователи останутся с устаревшими, плохого качества, гаджетами на руках

Таким образом, мы видим, что дистанционное обучение музыке в том виде, в котором оно применяется сейчас, не способствует эффективному развитию музыканта, его росту и качественному освоению учебных программ. Потому что именно учебные планы и программы полностью отсутствуют на данный момент в дистанционном образовании. Они не разработаны никем, - опять же, потому, что профессиональный подход в разработке методик и планов требует наличия профессиональной качественной аппаратуры для коннекта, причем с обеих сторон участников образовательного процесса. А как при этом можно разработать такие методики и учебные планы, когда более 60% выходов в онлайн осуществлялись посредством смартфонов, не рассчитанных на занятия, в которых главным параметром является звук и его нюансы?

Потому что на данный момент нет ни одной образовательной платформы, сертифицированной как в России, так и за рубежом на ведение массовой образовательной деятельности, которая не искажала бы звук, которая была бы заточена на качественную звукопередачу. В тестовом виде такая платформа существует, однако для ее качественной работы необходимо соблюсти огромное количество параметров. Системные требования к использованию такой платформы неосуществимы для подавляющего большинства пользователей. Один из этих параметров – интернет-провайдер. Уже есть пример взаимодействия этой платформы с одним из провайдеров, который оказался не заинтересован в улучшении качества трафика для использования данной платформы.

На данный момент нет ни одного гаджета, который мог бы максимально качественно передавать картинку и звук, и который при этом находился в экономичной цифровой линейке. То есть, был бы доступным для преподавателей и учащихся с любым доходом и обеспечивал самый качественный коннект. Также нет такого уровня доходов населения, который бы позволил в любой момент, при первой необходимости, поменять гаджет на более современный и соответствующий требованиям онлайн-уроков.

Дистанционное образование не обеспечивает причинно-следственную связь обучения музыке. Любой ученик, который приходит в музыкальную школу, учится не играть, а прежде всего мыслить. Потому что если ребенок не подумает, не осмыслит то, что ему говорит педагог, он никогда не переймет и не поймет того, что ему преподается. Он никогда не сыграет даже самую примитивную пьесу. А итог его работы – это выступление, когда надо за максимально короткий срок, в течение которого звучит пьеса, выдать и показать все, на что этот ученик способен. Это цель, ради которой ученик ходит на каждый урок, занимается дома. Этот навык потом всегда используется в жизни, даже если человек не стал музыкантом. Этот навык он использует в публичных выступлениях, в общении с незнакомыми людьми, с начальством на работе, с чиновниками – когда за один раз, за один шанс, он должен полностью использовать весь свой интеллектуальный потенциал. Дистанционное образование не предусматривает такое выступление ученика – опять же, из-за отсутствия должных технических возможностей, которые могли бы обеспечить онлайн-экзамен с комиссией, которая находится на удаленке, а ребенок, играет экзамен из дома. В дистанционном обучении в качестве экзамена практически всегда используется видеоотчет. Да, эта форма экзамена имеет свои плюсы: к качеству игры на видеозаписи предъявляются повышенные требования. Но этого можно добиться путем многократного переписывания пьес. А на практике получается, что постоянное напряжение, в котором находится ребенок, который записывает пьесу десятки раз, негативно сказывается на его психике и, как следствие, на его игре. Мысль о том, что что-то не получится, и придется переписывать, постоянно сидит в его голове. Навыки, которые вырабатываются при этом, не настолько необходимы в жизни. «Мягкие навыки» о которых нам постоянно твердят поборники форсайт-проектов и реформаторы от образования, вырабатываются скорее в живых публичных выступлениях, но никак не с помощью видеозаписей.

Ну, и главный параметр, который обеспечивал успех учебного процесса – взаимодействие учителя и ученика – в дистанционном образовании больше не играет ведущую роль. Этот безусловный фактор в очном образовании в дистанционной форме обучения утрачивает свои функции, качества. Педагогика в таком формате обучения ломается в своих традиционных образах и образцах. Прежде всего, потому, что непосредственный контакт учителя и ученика больше не возможен. А ведь в очном обучении передача навыков «из руки в руку» - основа основ.

Обучение сопровождает человека на протяжении всей его жизни – начиная от умения держать ложку и заканчивая получением высшего или специального образования и постоянным его совершенствованием. Очень трудно себе представить, чтобы мать дистанционно обучала свое дитя брать в руки погремушку, садиться на горшок и владеть ложкой и чашкой. Или учила его читать, сидя у кастрюли на кухне, в то время как ребенок находится в своей детской комнате. Как уже было сказано, обучение музыке никаких бытовых аналогий не имеет, а потому сравнимо с процессом обучения ребенка элементарным жизненным навыкам. Но разве можно научить жить дистанционно?

Исходя из того, что было сказано выше, ни один из экспертов, ни один из преподавателей музыки никогда не согласится с тем, что дистанционное обучение может служить полноценной альтернативой очному обучению. Сейчас не существует никаких предпосылок к тому, чтобы утверждать, что эффективность дистанционного образования близка к эффективности традиционного обучения. Слишком много должно быть соблюдено условий, слишком много требуется финансовых вложений, чтобы взаимодействие учитель-ученик снова заняло ведущую позицию в дистанционном обучении. Это взаимодействие – основная технология образования, и вот когда для ее реализации все остальные технологии смогут быть выведены на второй план, вот тогда можно будет говорить об эффективности образовательного процесса посредством электронных технологий.

825
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
В этой статье мы рассмотрим не
На этот раз поговорим о сольфе
Союз экспертов образовательной
Дистанционное обучение занимае
По следам опроса общественного
А вообще для чего родители обу