Warning: Use of undefined constant LANG_PARSER_FILE_READER - assumed 'LANG_PARSER_FILE_READER' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/www-root/data/www/seodoki.ru/system/controllers/content/model.php on line 367
«Конкурс конкурсу рознь» или как «Щелкунчик» прощелкал балл! — Союз экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусства

«Конкурс конкурсу рознь» или как «Щелкунчик» прощелкал балл!

«Конкурс конкурсу рознь» или как «Щелкунчик» прощелкал балл!

После завершения именитого конкурса «Щелкунчик» Союз Экспертов не мог не написать статью по поводу этого события.

Конкурсная борьба в творческих направлениях всегда была основана на определенной доле необъективности и предполагала заведомо непрозрачные решения жюри. Часто из-за этого возникали конфликты, причем открытые – достаточно вспомнить историю конкурса Чайковского. Что уж говорить о том, сколько таких конфликтов интересов остается внутри менее значимых мероприятий. Организаторы конкурсов знают, о чем идет речь. Уже многое изменилось в формате работы жюри, и организаторы многих конкурсов придерживаются принципа максимальной объективности оценок участников, чтобы избежать скандалов и пересудов и не потерять репутацию. На то он и конкурс, чтобы выявить лучшего. А как же его выявить, если не придерживаться чётко очерченных критериев оценки?

Союз экспертов образовательной деятельности выступает за чистоту и честность судейства на конкурсах и фестивалях и постоянно мониторит эту область художественного образования как в России, так и за рубежом. СЭод работает с положениями конкурсов и фестивалей, обращениями участников и организаторов творческих соревнований и на их основе составляет свой рейтинг подобных мероприятий. И надо отметить, что тенденция сейчас такова, что большинство конкурсов и их постоянные члены жюри все больше стремятся соблюдать принципы объективности. Большинство. Но не все. И тем неприятнее, что в меньшинстве оказываются конкурсы, в том числе, международного уровня, с историей и традициями.

Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» всегда был в особом статусе для всех преподавателей и участников. Достаточно сказать, что участие в нем для преподавателей – один из первых пунктов для успешного прохождения аттестации на первую и высшую категории, а для юных музыкантов зачастую отправная точка в мир большой музыки. В жюри всегда приглашались музыканты с именами, заслуженные деятели искусств, народные артисты, представители других государств – признанные специалисты международного уровня.

Однако система оценок жюри никак не поменялась за очень много лет. Жюри по-прежнему тут же, не отходя, как говорится, от сцены, ставит баллы участнику. 12-11-10…без детальной оценки по оценочным параметрам. И фактически получаются оценки «понравилось — не понравилось». Тут понравилось больше – я ставлю оценку побольше, тут не очень понравилось – поменьше. А на чем основана такая оценка, ни исполнителю, ни зрителям не понятно.

Да, обыватель, наблюдающий за конкурсом со стороны, который не имеет прямого отношения к теме качественного и грамотного исполнения произведений, должен, видимо, только впечатляться уровнем мастерства участников, ну или эффектностью и узнаваемостью произведений. Поэтому понятен расчет организаторов процесса: зрителю нужна динамика, ему надо, чтобы было как в привычном формате среднестатистического телевизионного шоу: оценки сразу, комментарии на уровне «хорошо – плохо». Из-за этого часто приходится слышать странные словосочетания от некоторых членов жюри: то ли не владеют терминологией, то ли организаторы настояли на том, чтобы педагогическая лексика не звучала в эфире – опять же, чтобы обыватель не заскучал и не переключил канал, — и поэтому специалисту так трудно подбирать слова, балансируя между «вау», «класс» и специфическим набором понятий, которыми все педагоги и музыканты оперируют в профессиональных оценках исполнителей. Не хочется думать о том, что сидящий в жюри музыкант не может просто связать двух слов, потому что в своей практике он слишком редко занимается педагогической деятельностью. Особенно с детьми. И здесь возникает вопрос о компетентности членов жюри, так как профессионально судить уровень игры детей может только практикующий педагог, непосредственно работающий с детьми, знающий особенности и этапы становления исполнительского мастерства юных музыкантов.

И потому к составу судей тоже есть вопросы: почему на конкурсе «юных музыкантов» не присутствует ни один методист, хотя бы как вводный член жюри, без права голоса, но который мог бы при обсуждении дать какое-то стилистическое направление рассуждениям вслух? Почему не приглашаются заслуженные преподаватели, победители конкурсов для педагогов из ведущих школ России — не руководители, а те, кто каждый день работает с детьми? Не обязательно из специальных школ, потому что многие участники как раз учатся в обычных муниципальных школах. Между тем, обучение детей игре на любом инструменте имеет свои особенности: требуется много раз терпеливо повторять одни и те же движения, упражнения, слова; требуется учитывать факторы роста, в том числе поведенческие моменты, и многое другое. Вырастить с нуля музыканта гораздо затратнее по силам и эмоциям, чем уже пользоваться чужими усилиями, вложенными в студентов училищ и консерваторий. Поэтому, с учетом возраста участников «Щелкунчика», преподаватель из ДМШ просто необходим в жюри. Как и наличие в жюри музыкантов, которые владеют представленными в конкурсе инструментами. Ведь очень странно, когда ученика, играющего на деревянном духовом инструменте, оценивают ударники и «медники». Особенно когда участник такой юный, а член жюри не практикующий педагог.

Ну, и критерии оценок вызывают вопросы и недоумение. Да, формат телешоу у нас превыше всего. Да, всё, видимо, должно работать на зрителя – а не на участника. А участник, между тем, относится к этому конкурсу как к очень важному мероприятию, одному из тех многих, где его будут оценивать еще не один раз на протяжении его творческой жизни, и где будет все очень серьезно, где каждое решение жюри будет взвешенным, продуманным. Где ему уже не поднимут таблички с баллами, как только он, участник, покинул сцену.

То есть, серьезная, профессиональная подготовка юных музыкантов, которая требует существенных затрат сил и ограничений в жизни, принесена в жертву формату телешоу. Все равно, что кандидат на научное звание написал аттестацию, принес ее на комиссию, а его похлопали по плечу и сказали: молодец! Мне понравилось! На тебе звание!.. Ну или наоборот.

Если «Щелкунчик» включен в список конкурсов для аттестации педагогов, хочется спросить: а на каком основании? Какие конкретно критерии послужили тому, чтобы те, кто разрабатывал положение об аттестации, внесли этот конкурс в тот самый список мероприятий, учитываемых Государственной аттестационной комиссией при прохождении аттестации на первую и высшую категории? Престижность имен членов жюри? Формат прямого телеэфира? Что даст участие в этом конкурсе конкретно тем, кто в нем участвовал? Где профессиональная оценка каждого члена жюри по тем параметрам, по каким оценивается игра любого музыканта? Где это фиксируется, в каких протоколах? Из каких параметров, в конечном итоге, складывается оценка участника? 12 баллов – это отлично. Но какую часть из этих баллов занимает, например, техническая подготовка, приемы игры, звук, выразительность? Понятно, что математическими величинами это не измерить, но ведь итоговая оценка как раз имеет математическую величину! Почему бы тогда просто, как в любом другом шоу, где не ставят оценки, не нажимать кнопку: нравится – не нравится? Прямо в процессе игры? Ну, невелика разница!

Из-за такого вот вольного обращения с оценками в этом году, впервые за 22 года, как подчеркнули сами организаторы, и случилась ситуация, которая впоследствии была вырезана из записи, выложенной на Youtube – почти 13 минут. Однако в прямом эфире это прозвучало, платформа «Смотрим» пока не убрала этот великий конфуз.

На прослушивании первого тура по специальности «Духовые и ударные инструменты» конкурсант получает от одного члена жюри 11 баллов. По окончании прослушивания этот член жюри просит организаторов добавить к выставленной им оценке еще один балл. По регламенту конкурса это невозможно, однако член жюри настойчив: Я поставил 11 баллов, а надо было 12 – я правильно говорю? Последнее относилось к его коллеге, сидящему рядом. Требование было повторено несколько раз. Это «недоразумение» вызвало замешательство организаторов, ведущая оказалась в очень затруднительном положении – она на «переднем крае», и ей нельзя позволить себе ничего, кроме улыбки. Да и улыбка уже становилась вымученной. Стало понятно, что ситуация ломает весь конкурс.

Ну, а когда участнику все же добавили балл, он оказался в группе тех, кто набрал одинаковое количество баллов. И среди них надо выбрать трех участников второго тура – остальные места уже заняты музыкантами, оцененными выше. Теперь те, кто благодаря этой некрасивой ситуации, оказался за бортом второго тура, имеют полное право подать апелляцию и поднять шум: каждый из них мог быть в заветном списке.

И самое, пожалуй, неприятное – и это мягко сказано! — то, что остальные члены жюри согласились с таким нарушением правил конкурса. Никто не возразил, не остановил коллегу, хотя все прекрасно понимали, что стоит на кону. А на кону – судьба конкурсантов и доброе имя «Щелкунчика».

Подобный прецедент дает повод организаторам конкурсов на ходу перестраивать правила любого конкурса под нужную ситуацию – ну, а что, на «Щелкунчике» можно было, почему нельзя здесь? Сильный аргумент, на который не каждый организатор сможет ответить, тем более, если менять правила задумает какой-нибудь маститый музыкант. Вряд ли организаторам захочется ссориться с человеком, имеющим авторитет. Причем эта ситуация – не единственное отступление от регламента конкурса. Были отмечены несоответствия заявленной программы и фактически исполненной, что по правилам конкурса категорически запрещено. Был выход за временные ограничения: 12 минут вместо 7. Также в буклете была дана неполная информация об участниках (не были указаны педагоги, концертмейстеры и направляющие организации участников). Была также жалоба от одного из конкурсантов на то, что прослушивание второго тура еще не закончилось, а ему уже вынесли диплом, дав таким образом понять, что он уже не участвует в третьем туре. Хотя на тот момент еще не все дети сыграли свои программы, и жюри их не оценило. И, наконец, нам стало известно о том факте, что из видео прямого эфира было вырезано выступление одного из участников второго тура по причине того, что на конкурсе исполнялось произведение современного композитора. Однако в условиях конкурса ничего не сказано об ограничениях исполняемого репертуара.

Очень жаль, что конкурс «Щелкунчик» скатывается в формат телешоу с уклоном в «скандалы, интриги, расследования». Безусловно, у этого конкурса есть масса достоинств. Он задумывался как одно из показательных соревнований в ряду таких же масштабных и значимых, он всегда был престижным, хотя и спорным в плане работы жюри. Но тогда, 22 года назад, о чистоте конкурсных оценок никто не задумывался, и формулировка «тащат своих» не звучала так оскорбительно, как сейчас, когда в силах организаторов вполне возможно обеспечить максимальную честность и непредвзятость оценок. Потому что получается, что остальные конкурсы в своем развитии ушли вперед, а «Щелкунчик» на их фоне начинает деградировать. Да, «Щелкунчик», бесспорно, достояние нашего телевидения, но вот такие попустительства в плане отступления от давно сложившихся правил и вытекающая из этого необъективность и круговая порука перечеркивают всё то хорошее, чем может этот конкурс гордиться.

Союз Экспертов образовательной деятельности в области культуры и искусства надеется на то, что организаторы конкурсов прислушаются к мнению профессионального сообщества и исключат возможность негативных оценок и мнений в отношении прозрачности и честности детских конкурсов, которые формируют основной пласт профессионально ориентированной молодёжи, культурного будущего 21 века.

1540
RSS
Елена
19:56
+2
Очень рада, что вышла эта статья! Отражено, все что мы увидели на экране. Косноязычие жюри, какие то переглядки при выставлении баллов, ну а добавление балла, это вообще из ряда вон!!! Полное разочарование «конкурсом».
Алла
19:47
+1
А чему удивляться, по- моему все в духе культурного оценивания таких открытых мероприятий. А дети порадовали, несмотря ни на что. Огромное им спасибо и их преподавателям!
Камила
09:36
+2
Полностью согласна с предыдущими комментарием к статье. Действительно было крайне некрасиво со стороны жюри играть с баллами. Кроме как «протащили своего» ничего на ум не приходит. Хотя я просто зритель, но мне было очень обидно за ребят с одинаковыми баллами, не прошедшими в следующий тур. Видимо нужны оценки по критериям как в фигурном катании, и что важно, публично озвученные. Тогда и участникам будут понятны их слабые стороны техника или артистизм и т.п., над которыми нужно работать. А то эта формулировка «Мне чего-то не хватило» — странная, если не сказать больше… Хотелось бы видеть этот конкурс таким же как при Святославе Бэлза.
Loading...
Губернатор Дмитрий Азаров и глава Сызрани Николай Лядин обсудили эпидобстановку в городе и ход реали
Также в этом году благодаря нацпроекту «Образование» в 5 школах Сызрани будут открыты центры цифрового и гуманитарного развития «Точки роста», а по нацпроекту «Культура» будет закуплено новое оборудование и инструменты для ДШИ.
Более 10% выпускников подмосковных школ искусств планируют поступать в профильные колледжи
Более 10 тысяч человек окончили детские школы искусств (ДШИ) в текущем году, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства культуры Московской области.
В Подмосковье очные экзамены в школы искусств пройдут в августе
Экзамены для поступления в детские школы искусств в Подмосковье перенесены на август, сообщила министр культуры Московской области Елена Харламова.
Краснодарская ДШИ № 1 во время пандемии работает в новом формате
В связи с распространением коронавирусной инфекции все мы оказались в весьма непростой ситуации. Наши дети перешли на дистанционное обучение подход и временно оказались лишены возможности посещать занятий в детской школе искусств № 1
В Бурятии отремонтируют детскую школу искусств в Северобайкальске
В Северобайкальске начался капитальный ремонт в детской школе искусств, где обучается более 550 человек. 21,7 млн рублей на проведение работ выделены в рамках госпрограммы «Развитие образования в Российской Федерации»,
Успехи самых талантливых учащихся ДШИ Ульяновской области отметили в День защиты детей
Лауреаты и дипломанты многочисленных конкурсов талантов, воспитанники региональных школ искусств были награждены путёвками в 15 региональную летнюю творческую школу «Симбирская мозаика». Мероприятие прошло в первый день лета в формате «Ковровой дорожки
Проведение конкурса на соискание премии Правительства Российской Федерации имени А.В.Луначарского в
С 1 июня 2020 года по 1 июля 2020 года Минкультуры России осуществляет сбор материалов и документов соискателей премии Правительства Российской Федерации имени А.В.Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры
О сроках приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств на
В связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19),
Внести изменения в приказ Минкультуры России от 14.05.2020 № 527 «О деятельности подведомственных Ми
Внести изменения в приказ Минкультуры России от 14.05.2020 № 527 «О деятельности подведомственных Минкультуры России организаций в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Суд закрыл уголовное дело начальника оркестра Росгвардии
Бывший начальник Образцово-показательного оркестра войск национальной гвардии, полковника Игорь Левандовский избежал уголовной ответственности по обвинению в злоупотреблении